2.3. ФункцииВ ранее рассмотренных примерах неоднократно использовались различные функции подключаемых библиотек. Вместе с тем существующих функций языка С++ недостаточно для написания собственных программ и возникает необходимость создания своих функций. В связи с этим нужно понимать, в каких случаях целесообразно создавать свои функции. Обычно это делается для избавления много раз писать один и тот же код в программе. Например, если часто выполняются действия копирования одной строки в другую, то такую операцию лучше определить в виде функции и использовать ее по мере необходимости. Для объявления функции используется следующий синтаксис:
Тип определяет возвращаемый тип функции. Имя функции служит для ее вызова в программе и ее правило определения совпадает с правилом определения имен переменных. Список параметров необходим для передачи функции каких-либо данных при ее вызове. Телов функции – это набор операторов, которые выполняются при ее вызове. Следующий пример показывает правило определения пользовательских функций.
В данном примере задается функция с именем square, которая принимает один входной параметр типа double, возводит его в квадрат и возвращает вычисленное значение вызывающей программе с помощью оператора return. Следует отметить, что работа функции завершается при вызове оператора return. Даже если после этого оператора будут находиться другие операторы, то они выполняться не будут. Например,
при вызове данной функции оператор printf() не будет выполнен никогда, т.к. оператор return завершит работу функции square. Оператор return является обязательным, если функция возвращает какие-либо значения. Если же она имеет тип void, т.е. ничего не возвращает, то оператор return может не использоваться. Пользуясь рассмотренными правилами, можно создавать множество своих функций. При этом важно, чтобы объявление функции было раньше ее использования в программе подобно переменным. Именно поэтому во всех примерах объявление функций осуществляется до функции main(), в которой они вызываются. Функция может принимать произвольное число аргументов, но возвращает только один или не одного (тип void). Для задания нескольких аргументов функции используется следующая конструкция:
Здесь следует обратить внимание на то, что каждой переменной в списке аргументов функции предшествует ее тип. В отличие от объявления обычных переменных. Поэтому следующая программная строка приведет к сообщению об ошибке на этапе компиляции:
Если число пользовательских функций велико (50 и выше), то возникает неудобство в их визуальном представлении в общем тексте программы. Действительно, имея список из 100 разных функций с их реализациями, в них становится сложно ориентироваться и вносить необходимые изменения. Для решения данной проблемы в языке С++ при создании своих функций можно пользоваться правилом: сначала задаются объявления функции, а затем их реализации. Этот подход демонстрируется в листинге 2.6.
В данном примере сначала объявляются две пользовательские функции без их реализаций (тела функции). Затем описывается функция main() с основной логикой программы, а после нее определяются реализации пользовательских функций. Такой подход позволяет более наглядно представить список введенных функций и проще в них ориентироваться при создании программы. Объявление функции без ее реализации называется прототипом функции. Язык С++ позволяет задавать функции с одинаковыми именами, но разными типами входных аргументов. Следующий пример демонстрирует удобство использования таких функций при их вызове.
В представленной программе задаются три функции с именем abs и разными входными и выходными аргументами для вычисления модуля числа. Благодаря такому объявлению при вычислении модуля разных типов переменных в функции main() используется вызов функции с одним и тем же именем abs. При этом компилятор в зависимости от типа переменной автоматически выберет нужную функцию. Такой подход к объявлению функций называется перегрузкой. В языке С++ можно задавать значения аргументов функции, которые будут использоваться по умолчанию, т.е. если программист не введет свое значение. Приведенный ниже фрагмент программы демонстрирует правило использования аргументов по умолчанию.
Благодаря начальной инициализации значений переменных, функция some_func() может быть вызвана с разным набором аргументов:
В результате, на экране появятся следующие строки:
Из полученного результата видно, что по умолчанию значения аргументов равны установленным значениям при определении функции. В случае ввода новых значений, переменные a, b и c соответственно меняют свои значения на введенные. При использовании значений аргументов по умолчанию следует пользоваться правилом: аргументы со значениями по умолчанию должны находиться в списке аргументов функции последними. Следующий пример показывает правильные и неправильные объявления функций:
В языке С++ допускается чтобы функция вызывала саму себя. Этот процесс называется рекурсией. В некоторых задачах программирования такой подход позволяет заметно упростить создаваемый программный код. Рассмотрим данный процесс на следующем примере.
Результатом работы этой программы будет вывод на экран следующих строк:
Полученный результат работы программы объясняется следующим образом. Вначале функция main() вызывает функцию up_and_down() с аргументом 1. В результате аргумент n данной функции принимает значение 1 и функция printf() печатает первую строку. Затем выполняется проверка и если n < 4, то снова вызывается функция up_and_down() с аргументом на 1 больше n+1. В результате вновь вызванная функция печатает вторую строку. Данный процесс продолжается до тех пор, пока значение аргумента не станет равным 4. В этом случае оператор if не сработает и вызовется функция printf(), которая печатает пятую строку «Уровень вверх 4». Затем функция завершает свою работу и управление передается функции, которая вызывала данную функцию. Это функция up_and_down() с аргументом n=3, которая также продолжает свою работу и переходит к оператору printf(), который печатает 6 строку «Уровень вверх 3». Этот процесс продолжается до тех пор, пока не будет достигнут исходный уровень, т.е. первый вызов функции up_and_down() и управление вновь будет передано функции main(), которая завершит работу программы.
Видео по теме
С++ с нуля: урок 1 - переменные, оператор присваивания С++ с нуля: урок 2 - арифметические операции С++ с нуля: урок 3 - директивы препроцессора С++ с нуля, урок 4: условные операторы if и switch С++ с нуля: урок 5 - операторы циклов while, for и do while С++ с нуля: урок 6 - массивы, метод всплывающего пузырька С++ с нуля: урок 7 - строки и функции работы с ними С++ с нуля: урок 8 - функции: прототипы, перегрузка, рекурсия С++ с нуля: урок 9 - области видимости переменных С++ с нуля: урок 10 - битовые операции И, ИЛИ, НЕ, XOR С++ с нуля: урок 11 - структуры С++ с нуля: урок 12 - объединения, перечисления, typedef С++ с нуля: урок 13 - указатели и ссылки, выделение памяти С++ с нуля: урок 14 (часть 1) - функции работы с файлами С++ с нуля: урок 14 (часть 2) - функции работы с файлами С++ с нуля: урок 15 - стек, теория и практика С++ с нуля: урок 16 - связные списки, теория и практика С++ с нуля: урок 17 - бинарное дерево, теория и практика
|