3.5. Битовые поляСтандарт C99, который часто является основой языка С++, позволяет описывать данные на уровне битов. Это достигается путем использования битовых полей, представляющие собой переменные типов signed или unsigned int, у которых используются лишь несколько бит для хранения данных. Такие переменные обычно записываются в структуру и единую последовательность бит. Рассмотрим пример, в котором задается структура flags, внутри которой задано 8 битовых полей:
Теперь, для определения того или иного бита переменной flags достаточно воспользоваться операцией
В этом случае будут установлены первый и третий биты, а остальные равны нулю, что соответствует числу 5. Данное значение можно отобразить, воспользовавшись функцией printf():
но переменной flags нельзя присваивать значения как обычной переменной, т.е. следующий программный код будет неверным:
Также нельзя присваивать значение flags переменным, например, следующая запись приведет к сообщению об ошибке:
Так как поля first,…, eighth могут содержать только один бит информации, то они принимают значения 0 или 1 для типа unsigned int и 0 и -1 - для типа signed int. Если полю присваивается значение за пределами этого диапазона, то оно выбирает первый бит из присваиваемого числа. В общем случае можно задавать любое число бит для описания полей, например
Здесь создается два двух битовых поля и одно восьмибитовое. В результате возможны следующие операции присваивания:
Структуры flags и prcode удобно использовать в условных операторах if и switch. Рассмотрим пример использования структуры битовых полей для описания свойств окна пользовательского интерфейса.
Определим следующие константы:
Пример инициализации структуры битовых полей
Видео по теме
С++ с нуля: урок 1 - переменные, оператор присваивания С++ с нуля: урок 2 - арифметические операции С++ с нуля: урок 3 - директивы препроцессора С++ с нуля, урок 4: условные операторы if и switch С++ с нуля: урок 5 - операторы циклов while, for и do while С++ с нуля: урок 6 - массивы, метод всплывающего пузырька С++ с нуля: урок 7 - строки и функции работы с ними С++ с нуля: урок 8 - функции: прототипы, перегрузка, рекурсия С++ с нуля: урок 9 - области видимости переменных С++ с нуля: урок 10 - битовые операции И, ИЛИ, НЕ, XOR С++ с нуля: урок 11 - структуры С++ с нуля: урок 12 - объединения, перечисления, typedef С++ с нуля: урок 13 - указатели и ссылки, выделение памяти С++ с нуля: урок 14 (часть 1) - функции работы с файлами С++ с нуля: урок 14 (часть 2) - функции работы с файлами С++ с нуля: урок 15 - стек, теория и практика С++ с нуля: урок 16 - связные списки, теория и практика С++ с нуля: урок 17 - бинарное дерево, теория и практика
|