4.1. Информационная безопасность Российской ФедерацииНаряду с политической, экономической, военной, социальной и экологической безопасностью составной частью национальной безопасности Российской Федерации является информационная безопасность. Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Информационная сфера представляет собой совокупность информационных ресурсов и информационной инфраструктуры объекта защиты. Совокупность хранимой, обрабатываемой и передаваемой информации, используемой для обеспечения процессов управления, называют информационным ресурсом. К информационным ресурсам относятся: · информационные ресурсы предприятий оборонного комплекса, содержащие сведения об основных направлениях развития вооружения, о научно-техническом и производственном потенциале, об объемах поставок и запасах стратегических видов сырья и материалов; · информационное обеспечение систем управления и связи; · информация о фундаментальных и прикладных НИР, имеющих государственное значение и др. Информационная инфраструктура – это совокупность информационных подсистем, центров управления, аппаратно-программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации. Информационная инфраструктура включает: · информационную инфраструктуру центральных, местных органов государственного управления, научно-исследовательских учреждений; · информационную инфраструктуру предприятий оборонного комплекса и научно-исследовательских учреждений, выполняющих государственные оборонные заказы либо занимающихся оборонной проблематикой; · программно-технические средства автоматизированных и автоматических систем управления и связи. Под угрозой безопасности информации понимается совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реально существующую опасность, связанную с утечкой информации и (или) несанкционированными и (или) непреднамеренными воздействиями на нее. Угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние. Внешними угрозами, представляющими наибольшую опасность для объектов обеспечения, являются: · все виды разведывательной деятельности зарубежных государств; · информационно-технические воздействия (в том числе радиоэлектронная борьба, проникновение в компьютерные сети); · диверсионно-подрывная деятельность специальных служб иностранных государств, осуществляемая методами информационно-психологического воздействия; · деятельность иностранных политических, экономических и военных структур, направленная против интересов Российской Федерации в сфере обороны. К внутренним угрозам, которые будут представлять особую опасность в условиях обострения военно-политической обстановки, относятся: · нарушение установленного регламента сбора, обработки, хранения и передачи информации, находящейся в штабах и учреждениях силовых структур Российской Федерации, на предприятиях оборонного комплекса; · преднамеренные действия, а также ошибки персонала информационных и телекоммуникационных систем специального назначения; · ненадежное функционирование информационных и телекоммуникационных систем специального назначения; · возможная информационно-пропагандистская деятельность, подрывающая престиж силовых структур Российской Федерации и их боеготовность; · нерешенность вопросов защиты интеллектуальной собственности предприятий оборонного комплекса, приводящая к утечке за рубеж ценнейших государственных информационных ресурсов. К угрозам безопасности уже развернутых и создаваемых информационных и телекоммуникационных средств и систем относятся: · противоправные сбор и использование информации; · нарушения технологии обработки информации; · внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия; · разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации; · уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи; · воздействие на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации; · компрометация ключей и средств криптографической защиты информации; · утечка информации по техническим каналам; · внедрение электронных устройств, предназначенных для перехвата информации, в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности; · уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации; · перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации; · использование несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии российской информационной инфраструктуры; · несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных; · нарушение законных ограничений на распространение информации. Основными направлениями совершенствования системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются: · систематическое выявление угроз и их источников, структуризация целей обеспечения информационной безопасности и определение соответствующих практических задач; · проведение сертификации общего и специального программного обеспечения, пакетов прикладных программ и средств защиты информации в существующих и создаваемых автоматизированных системах управления и связи, имеющих в своем составе элементы вычислительной техники; · постоянное совершенствование средств защиты информации, развитие защищенных систем связи и управления, повышение надежности специального программного обеспечения; · совершенствование структуры функциональных органов системы, координация их взаимодействия. Оценка состояния информационной безопасности базируется на анализе источников угроз (потенциальной возможности нарушения защиты). Деятельность, направленную на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на нее, называют защитой информации. Объектом защиты является информация или носитель информации, или информационный процесс, которые нужно защищать. Защита информации организуется по трем направлениям: от утечки, от несанкционированного воздействия и от непреднамеренного воздействия (см. рис. 4.1). Рис. 4.1. Направления защиты информации
Первое направление – защита информации от утечки – деятельность, направленная на предотвращение неконтролируемого распространения защищаемой информации в результате ее разглашения, несанкционированного доступа к информации и получения защищаемой информации разведками. Защита информации от разглашения направлена на предотвращение несанкционированного доведения ее до потребителя, не имеющего права доступа к этой информации. Защита информации от несанкционированного доступа направлена на предотвращение получения информации заинтересованным субъектом с нарушением установленных правовыми документами или собственником, владельцем информации прав или правил доступа к защищаемой информации. Заинтересованным субъектом, осуществляющим несанкционированный доступ к защищаемой информации, может быть: государство; юридическое лицо; группа физических лиц, в том числе общественная организация; отдельное физическое лицо. Защита информации от технической разведки направлена на предотвращение получения информации разведкой с помощью технических средств. Второе направление – защита информации от несанкционированного воздействия – деятельность, направленная на предотвращение воздействия на защищаемую информацию с нарушением установленных прав и (или) правил на изменение информации, приводящего к ее искажению, уничтожению, блокированию доступа к информации, а также к утрате, уничтожению или сбою функционирования носителя информации. Третье направление – защита информации от непреднамеренного воздействия – деятельность, направленная на предотвращение воздействия на защищаемую информацию ошибок ее пользователя, сбоя технических и программных средств информационных систем, природных явлений или иных мероприятий, приводящих к искажению, уничтожению, копированию, блокированию доступа к информации, а также к утрате уничтожению или сбою функционирования носителя информации. Организовать защиту информации – значит создать систему защиты информации, а также разработать мероприятия по защите и контролю эффективности защиты информации (см. рис. 4.2).
Рис. 4.2. Основная схема защиты информации
|