Глава 20. ВРАЩЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ
          § 1. Моменты сил в трехмерном пространстве
          В этой главе мы рассмотрим одно из наиболее замечательных и забавных следствий законов механики - поведение крутящегося колеса. Для этого нам прежде всего нужно расширить математическое описание вращения, понятие момента количества движения, момента силы и т. д. на трехмерное пространство. Однако мы не будем использовать эти уравнения во всей их общности и изучать все следствия, ибо это займет многие годы, а нас ждут другие разделы, к которым мы вскоре должны перейти. В вводном курсе можно остановиться только на основных законах и их приложениях к весьма ограниченному числу особенно интересных случаев.
          
          
          Прежде всего хочу отметить, что для вращения в трех измерениях твердого тела или какого-то иного объекта остается верным все, что мы получили для двух измерений. Иначе говоря, 
 так и остается моментом силы «в плоскости 
», или моментом силы «относительно оси 
». Остается справедливым также, что этот момент силы равен скорости изменения величины 
; если вы вспомните вывод уравнения (18.15) из законов Ньютона, то увидите, что фактически мы не использовали того обстоятельства, что движение плоское, и просто дифференцировали величину 
 и получали 
, так что эта теорема остается верной. Величину 
 мы называли моментом количества движения в плоскости 
, или моментом количества движения относительно оси 
. Кроме плоскости 
, можно использовать другие пары осей и получить другие уравнения. Возьмем, например, плоскость 
.Уже из симметрии ясно, что если мы просто подставим 
 вместо 
, a 
 вместо 
, то для момента силы получим выражение 
 и 
 будет угловым моментом в этой плоскости. Разумеется, можно еще взять и плоскость 
 и получить для нее
          
.
          Совершенно ясно, что для движения одной частицы мы получаем и три уравнения для трех плоскостей. Более того, если мы складывали такие величины, как 
, для многих частиц и называли это полным угловым моментом, то теперь у нас есть три сорта подобных выражений для трех плоскостей: 
 и 
, а сделав то же самое с моментами сил, мы можем также говорить и о полных моментах сил в этих плоскостях. Таким образом, появляются законы о том, что внешний момент сил в некоторой плоскости равен скорости изменения углового момента в той же плоскости. Это просто обобщение того, что писалось для двух измерений.
          Однако теперь можно сказать: «Но ведь есть еще и другие плоскости. Разве нельзя в конце концов взять плоскость под каким-то углом и вычислять действующие в ней моменты сил. Для каждого такого случая нужно писать другие системы уравнений, так что в результате их наберется масса!» Здесь следует отметить очень интересное обстоятельство. Оказывается, что если мы в комбинации 
 для «косой» плоскости выразим величины 
 и т. д. через их компоненты, то результат можно записать в виде некоторой комбинации трех моментов в плоскостях 
 и 
. В этом нет ничего нового. Другими словами, если нам известны три момента сил в плоскостях 
и 
, то момент сил в любой другой плоскости, как и угловой момент, может быть записан в виде их комбинации: скажем, 6% одного, 92% другого и т. д. Этим свойством мы сейчас и займемся.
          Пусть Джо для своих координатных осей 
 определял все моменты сил и все угловые моменты во всех плоскостях. Однако Мик направил свои оси 
 по-другому. Чтобы немного облегчить задачу, предположим, что повернуты только оси 
 и 
. Мик выбрал другие оси 
 и 
, а его ось 
 осталась той же самой. Это означает, что плоскости 
 и 
 у него новые, а поэтому моменты сил и угловые моменты у него тоже окажутся новыми. Например, его момент сил в плоскости 
 окажется равным 
 и т. д. Следующая задача - найти связь между новыми и старыми моментами сил. Ее вполне можно решить, установив связь одного набора осей с другим. «Да это же напоминает то, что мы делали с векторами»,- скажете вы. Действительно, я собираюсь делать в точности то же самое. «А не вектор ли он, этот момент сил?» - спросите вы. Действительно, он - вектор, однако этого нельзя сказать просто так, без всякого математического анализа. Так что следующим этапом должен быть анализ. Однако мы не будем подробно обсуждать каждый шаг, а только покажем, как это все работает. Моменты сил, вычисленные Джо, равны
          
                    (20.1)
          В этом месте мы сделаем отступление и заметим, что в подобных случаях, если оси координат выбраны неправильно, для некоторых величин получается неверный знак. Почему бы не написать 
? Этот вопрос связан с тем обстоятельством, что система координат может быть либо «левая», либо «правая». Однако выбрав (произвольно) знак, скажем, у 
, можно всегда определить правильное выражение для остальных двух величин путем замены по какой-либо из двух схем:
          
или 
          Теперь Мик подсчитывает моменты сил в своей системе
          
                (20.2)
          Пусть одна система координат повернута на угол 
 по отношению к другой, так что ось 
 осталась той же самой. (Угол 
 ничего не имеет общего с вращением объекта или с чем-то происходящим внутри системы координат. Это просто связь между осями, используемыми одним человеком, и осями, используемыми другим. Мы предполагаем, что он остается постоянным.) При этом координаты в двух системах связаны так:
          
             (20.3)
          Точно таким же образом, поскольку сила является вектором, она преобразуется в новой системе координат так же, как 
 и 
. Просто, по определению, объект называется вектором тогда и только тогда, когда различные его компоненты преобразуются как 
 и 
          
                    (20.4)
          Теперь можно определить, как преобразуется момент силы. Для этого в уравнение (20.2) нужно просто подставить вместо 
 и 
 выражение (20.3), а для 
 и 
 - выражение (20.4). В результате для 
 получается длинный ряд членов, но оказывается (и на первый взгляд это удивительно), что все сводится просто к выражению 
, которое, как известно, является моментом силы в плоскости 
:
          
    (20.5)
          Результат совершенно ясен: ведь мы только повернули оси, лежащие в плоскости 
, при этом момент относительно оси 
 в этой плоскости не отличается от прежнего: ведь плоскость-то осталась той же самой! Более интересно выражение для 
. Здесь уже мы имеем дело с новой плоскостью. Если теперь повторить то же самое с плоскостью 
, то получим
          
                      (20.6)
          И наконец, для плоскости 
          
                       (20.7)
          Мы хотели найти правило для определения момента сил в новой системе через момент сил в старой и нашли его. Как можно запомнить это правило? Если внимательно посмотреть на уравнения (20.5)-(20.7), то нетрудно увидеть, что между ними и уравнениями для 
 и 
 существует тесная связь. Если каким-то образом мы бы могли назвать 
 
-компонентой чего-то, скажем 
-компонентой вектора 
, то все было бы в порядке: уравнение (20.5) мы бы понимали как преобразование вектора 
, ибо 
-компонента его, как это и должно быть, оставалась бы неизменной. Аналогично, если связать плоскость 
 с 
-компонентой новоиспеченного вектора, а плоскость 
 с 
-компонентой, то закон преобразования будет выглядеть так:
          
                     (20.8)
          что в точности соответствует закону преобразования векторов.
          Мы, следовательно, доказали, что комбинацию 
 можно отождествить с тем, что обычно называется 
-компонентой некоторого искусственно введенного вектора. Хотя момент сил является своего рода «кручением» в плоскости и, казалось бы, не имеет векторного характера, математически он все-таки ведет себя как вектор. Этот вектор направлен под прямым углом к плоскости кручения, а его длина пропорциональна силе кручения. Три компоненты такой величины будут преобразовываться при вращении как самый настоящий вектор.
          Итак, мы представляем момент силы в виде вектора. Согласно правилу, с каждой плоскостью, в которой он действует, мы связываем прямую, перпендикулярную к этой плоскости. Однако перпендикулярность к плоскости оставляет неопределенный знак вектора. Чтобы определить его, необходимо еще одно дополнительное правило, которое говорило бы нам, что если момент силы действует определенным образом в плоскости 
, то соответствующий ему вектор направлен «вверх» по оси 
. Это означает, что предварительно кто-то должен сказать нам, где «право», а где «лево». Предположим, что система координат 
 правосторонняя; тогда правило должно быть таким: если представить себе кручение как ввертывание болта с правовинтовой резьбой, то направление вектора, связанного с этим кручением, определяется поступательным движением болта.
          Почему же момент можно отождествить с вектором? А это счастливая случайность: с каждой плоскостью можно связать только одну ось и, следовательно, с моментом можно связать только один вектор. Это свойство - особенность трехмерного пространства. В двумерном пространстве, например, момент - самый обычный скаляр, не нуждающийся в направлении. В трехмерном пространстве он - вектор. Если бы у нас было четыре измерения, то возникло бы большое затруднение, ибо (если, например, в качестве четвертого измерения взять время) дополнительно к трем плоскостям 
и 
 появятся также плоскости 
 и 
. Всего, следовательно, получается шесть плоскостей, а представить шесть величин в виде одного четырехмерного вектора невозможно.
          Однако нам еще долго предстоит оставаться в трехмерном пространстве, поэтому стоит отметить, что в предыдущих математических рассмотрениях совершенно не существенно то, что 
 - координата, a 
 - сила, а существен только закон преобразования векторов. Поэтому не будет никакой разницы, если мы вместо координаты 
 подставим 
-компоненту любого другого вектора. Иначе говоря, если мы хотим вычислить величину 
, где 
 и 
 - векторы, и назвать ее 
-компонентой некоторой новой величины 
, то эта величина будет вектором 
. Было бы хорошо для такой связи трех компонент нового вектора 
 с векторами 
 и 
 придумать какое-то математическое обозначение. Для такой связи пользуются обозначением: 
. Таким образом, в дополнение к обычному скалярному произведению в векторном анализе мы получили произведение нового сорта, так называемое векторное произведение. Итак, запись 
 это то же самое, что
          
                   (20.9)
          Если переменить порядок векторов 
 и 
, т. е. вместо 
 взять 
, то знак вектора 
 при этом изменится, ибо 
 равно 
. Векторное произведение поэтому не похоже на обычное умножение, для которого 
. Для векторного произведения 
. Отсюда немедленно следует, что если 
, то векторное произведение равно нулю, т. е. 
.
          Векторное произведение очень хорошо передает свойство вращения, поэтому важно понимать геометрическую связь векторов 
 и 
. Связь между компонентами определяется уравнениями (20.9), исходя из которых можно получить следующие геометрические соотношения. Во-первых, вектор 
 перпендикулярен как к вектору 
, так и к вектору 
. (Попробуйте вычислить 
 и вы увидите, что в результате получится нуль.) Во-вторых, величина вектора 
 оказывается равной произведению абсолютных величин векторов 
 и 
, умноженному на синус угла между ними. А куда направлен вектор 
? Вообразите, что мы доворачиваем вектор 
 до вектора 
 в направлении угла, меньшего 180°; если крутить в ту же сторону болт с правовинтовой резьбой, то он должен двигаться в направлении вектора 
. То, что мы берем правовинтовой болт, а не левовинтовой,- простая договоренность, которая постоянно напоминает нам, что в отличие от настоящих, «честных» векторов 
 и 
 вектор нового типа 
 по своему характеру слегка отличается от них, ибо строится он искусственно, по особому рецепту. У обычных векторов 
 и 
, кроме того, есть специальное название: мы называем их полярными векторами. Примерами таких векторов служат координата 
, сила 
, импульс 
, скорость 
, электрическое поле 
 и т. д. Все это обычные полярные векторы. Векторы же, содержащие одно векторное произведение обычных векторов, называются аксиальными векторами, или псевдовекторами. Примерами псевдовекторов, несомненно, могут служить момент силы 
 и момент импульса 
. Кроме того, оказывается, что угловая скорость 
, как и магнитное поле 
, тоже псевдовектор.
          Чтобы расширить наши сведения о математических свойствах векторов, нужно знать все правила их умножения, как векторного, так и скалярного. В настоящий момент нам нужны лишь очень немногие из них, однако в целях полноты мы выпишем все правила с участием векторного произведения. Впоследствии мы будем ими пользоваться. Эти правила таковы:
          
                      (20.10)