5.5. Прямоугольная система координат.
Теперь мы переходим к аналитическому описанию векторов и точек пространства - при помощи чисел. Введем в пространстве прямоугольную систему координат
, т. е. три взаимно перпендикулярные направленные прямые, проходящие через некоторую точку
, называемые осями координат
(рис. 9). Предполагается, что для данной системы координат выбран единичный отрезок, при помощи которого измеряются все прочие отрезки. Точка
называется началом координат.

Рис. 9
Зададим произвольную точку
трехмерного пространства. Направленный отрезок
называется радиус-вектором точки
. Радиус-вектор в свою очередь определяет вектор
(
), который можно переносить в пространстве параллельно самому себе. Числовые проекции радиус-вектора
на оси
обозначим соответственно
. Это координаты точки
; при этом координата
называется абсциссой, координата
ординатой и координата
- аппликатой точки
.
Между точками
пространства и их радиус-векторами
или, что все равно, тройками чисел
, являющимися координатами точки
или проекциями
на оси, имеется взаимно однозначное соответствие. В силу сказанного не будет путаницы, если мы будем называть тройку чисел
точкой
, имеющей эти числа своими координатами или радиус-вектором
, имеющими эти числа своими проекциями.
Мы будем писать
и говорить, что
или
есть вектор, равный радиус-вектору точки
, имеющему координаты
. Но, конечно, можно считать, что вектор
равен какому-либо другому направленному отрезку
, равному
, т.е. имеющему то же направление и ту же длину, что и
. В этом случае проекции
на оси координат часто обозначают символами
и пишут
.
Из определения вектора как направленного отрезка, который можно передвигать в пространстве параллельно самому себе, следует, что два вектора
и
равны тогда и только тогда, если выполняются одновременно равенства:
. Справедливы равенства
, (8)
. (9)
Равенство (8) следует из того, что проекция суммы или разности векторов (на ось
или
или
) равна сумме или разности проекций слагаемых.
Равенство же (9) следует из того, что проекция вектора
(на ось
или
или z) равна произведению
на проекцию
.
Обозначим через
единичные (имеющие длину, равную 1) векторы, имеющие направление, что и оси
. Векторы
называют ортами осей
. Произвольный вектор (
) может быть записан в виде
. (10)
В самом деле,
,
,
.
Поэтому в силу (8) и (9)
.
Отметим равенства, имеющие место для скалярных произведений ортов осей
,
.
Пусть теперь
и
. Тогда
. (11)
В самом деле, на основании (6), (7), (6'), (7')

В частности, положив в этой формуле
, получим, что
,
откуда длина вектора
равна
.
Отсюда расстояние между точками
и
равно (рис.10)
.

Рис. 10
Для дальнейшего будет важно подвести итог сказанному. Для этого введем несколько иное наименование координат. Именно, введем в пространстве прямоугольную систему координат
. В силу этого каждая точка пространства представлена тройкой чисел
.
Эту точку мы обозначили жирной буквой
и назвали также вектором
с компонентами
.
Мы доказали, что сложение и вычитание векторов и умножение их на числа выражаются на языке троек
следующим образом
(12)
Скалярное произведение векторов
и
выражается через координаты векторов
и
по формуле
(13)
Длина вектора
есть неотрицательное число, равное
(14)
Наконец, расстояние между точками
и
равно
(15)
Реальное пространство, геометрию которого мы здесь изучали, называется трехмерным пространством, потому что его точки естественным образом представляются тройками действительных чисел. Мы будем его обозначать через
.
Произвольную плоскость естественно обозначить через
. В
можно задать прямоугольную систему координат
, с помощью которой любую точку
или ее радиус-вектор можно представить парой чисел
. Операции сложения и вычитания и умножения на число для векторов, принадлежащих к плокости, очевидно, подчиняются выведенным нами условиям (12), где в скобках надо только всюду выбросить третьи компоненты. Скалярное произведение векторов, принадлежащих к нашей плоскости, тоже выражается формулой (13), где в правой части надо выбросить третий член. То же самое относится и к формулам (14) и (15).
Обобщением пространств
и
, является пространство
, где
- произвольное натуральное число.
Пространство
при
> 3 является математической выдумкой. Впрочем, весьма гениальной выдумкой, которая помогает математически разбираться в сложных явлениях.
ЗАДАЧИ
1. Найти длину векторов (1,1,1), (1,-1,1), (1,2,3)
2. Найти угол между векторами (1,0,1), (1,2,3)
3. Дан единичный куб (с длиной ребра, равной 1). Найти угол между выходящими из его вершины: а) главной диагональю и диагональю грани; б) меду двумя диагоналями двух граней.