5.5. Прямоугольная система координат.Теперь мы переходим к аналитическому описанию векторов и точек пространства - при помощи чисел. Введем в пространстве прямоугольную систему координат , т. е. три взаимно перпендикулярные направленные прямые, проходящие через некоторую точку , называемые осями координат (рис. 9). Предполагается, что для данной системы координат выбран единичный отрезок, при помощи которого измеряются все прочие отрезки. Точка называется началом координат. Рис. 9 Зададим произвольную точку трехмерного пространства. Направленный отрезок называется радиус-вектором точки . Радиус-вектор в свою очередь определяет вектор (), который можно переносить в пространстве параллельно самому себе. Числовые проекции радиус-вектора на оси обозначим соответственно . Это координаты точки ; при этом координата называется абсциссой, координата ординатой и координата - аппликатой точки . Между точками пространства и их радиус-векторами или, что все равно, тройками чисел , являющимися координатами точки или проекциями на оси, имеется взаимно однозначное соответствие. В силу сказанного не будет путаницы, если мы будем называть тройку чисел точкой , имеющей эти числа своими координатами или радиус-вектором , имеющими эти числа своими проекциями. Мы будем писать и говорить, что или есть вектор, равный радиус-вектору точки , имеющему координаты . Но, конечно, можно считать, что вектор равен какому-либо другому направленному отрезку , равному , т.е. имеющему то же направление и ту же длину, что и . В этом случае проекции на оси координат часто обозначают символами и пишут . Из определения вектора как направленного отрезка, который можно передвигать в пространстве параллельно самому себе, следует, что два вектора и равны тогда и только тогда, если выполняются одновременно равенства: . Справедливы равенства , (8) . (9) Равенство (8) следует из того, что проекция суммы или разности векторов (на ось или или ) равна сумме или разности проекций слагаемых. Равенство же (9) следует из того, что проекция вектора (на ось или или z) равна произведению на проекцию . Обозначим через единичные (имеющие длину, равную 1) векторы, имеющие направление, что и оси . Векторы называют ортами осей . Произвольный вектор () может быть записан в виде . (10) В самом деле, , , . Поэтому в силу (8) и (9) . Отметим равенства, имеющие место для скалярных произведений ортов осей , . Пусть теперь и . Тогда . (11) В самом деле, на основании (6), (7), (6'), (7') В частности, положив в этой формуле , получим, что , откуда длина вектора равна . Отсюда расстояние между точками и равно (рис.10) . Рис. 10 Для дальнейшего будет важно подвести итог сказанному. Для этого введем несколько иное наименование координат. Именно, введем в пространстве прямоугольную систему координат . В силу этого каждая точка пространства представлена тройкой чисел . Эту точку мы обозначили жирной буквой и назвали также вектором с компонентами . Мы доказали, что сложение и вычитание векторов и умножение их на числа выражаются на языке троек следующим образом (12) Скалярное произведение векторов и выражается через координаты векторов и по формуле (13) Длина вектора есть неотрицательное число, равное (14) Наконец, расстояние между точками и равно (15) Реальное пространство, геометрию которого мы здесь изучали, называется трехмерным пространством, потому что его точки естественным образом представляются тройками действительных чисел. Мы будем его обозначать через . Произвольную плоскость естественно обозначить через . В можно задать прямоугольную систему координат , с помощью которой любую точку или ее радиус-вектор можно представить парой чисел . Операции сложения и вычитания и умножения на число для векторов, принадлежащих к плокости, очевидно, подчиняются выведенным нами условиям (12), где в скобках надо только всюду выбросить третьи компоненты. Скалярное произведение векторов, принадлежащих к нашей плоскости, тоже выражается формулой (13), где в правой части надо выбросить третий член. То же самое относится и к формулам (14) и (15). Обобщением пространств и , является пространство , где - произвольное натуральное число. Пространство при > 3 является математической выдумкой. Впрочем, весьма гениальной выдумкой, которая помогает математически разбираться в сложных явлениях. ЗАДАЧИ 1. Найти длину векторов (1,1,1), (1,-1,1), (1,2,3) 2. Найти угол между векторами (1,0,1), (1,2,3) 3. Дан единичный куб (с длиной ребра, равной 1). Найти угол между выходящими из его вершины: а) главной диагональю и диагональю грани; б) меду двумя диагоналями двух граней.
|