§ 2.2. Арифметические действия с переменными, имеющими пределПусть и обозначают переменные, пробегающие соответственно последовательности и . По определению сумма , разность , произведение и частное суть переменные, пробегающие соответственно последовательности , , , . В случае частного предполагается, что для всех . Если для , то в этом случае пишут вместо . Справедливы следующие утверждения: , (1) , (2) , если . (3) Эти утверждения надо понимать в том смысле, что если существуют конечные пределы и , то существуют также и пределы их суммы, разности, произведения и частного (с указанной оговоркой) и выполняются равенства (1) – (3). Д о к а з а т е л ь с т в о. Пусть и . Зададим и подберем так, чтобы . Тогда , и мы доказали (1). Чтобы доказать (2), заметим, что (4) Так как имеет предел, то (по теореме 2 предыдущего параграфа) существует положительное число такое, что , (5) . (6) Подберем число так, чтобы . (7) Тогда из (4) – (7) следует, что . Этим доказано равенство (2). Пусть теперь к условию, что и , добавится условие, что . Тогда . (8) Теперь уже удобно использовать теорему 3 предыдущего параграфа, в силу которой (9) для достаточно большого . Зададим и подберем и такие, чтобы , (10) . (11) Тогда, положив , будем в силу (8) – (11) иметь , что доказывает равенство (3). Заметим, что пределы переменных, стоящие в левых частях равенств (1) – (3), могут существовать без того, чтобы существовали отдельно пределы и . Например, если , , то и не имеют пределов, в то время как , . Теоремы о пределах суммы, разности, произведения и частного во многих случаях дают возможность узнать, имеет ли переменная предел и чему он равен, если она есть результат конечного числа арифметических действий над несколькими другими переменными, существование и величина пределов которых известны. Однако часто встречаются случаи, выходящие за границы применимости доказанных теорем, и здесь остается большое поле для инициативы математика. П р и м е р 1. Пусть . Доказать, что . Имеем . Так как при , то, применяя формулы (1), (2), получаем . В дальнейшем под символом будем понимать . Таким образом, .
|